Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

речевая деятельность

Переводоведческий словарь

речевая деятельность

1. Речь как процесс (в отличие от речи как произведения) выступающая одновременно как предмет разных наук: языкознания, психологии, физиологии и др.

2. Язык как социальный продукт речевой способности, как сложение совокупности необходимых условий, усвоенных общественным коллективом, для осуществления этой способности и с индивидуальным говорением, включающим так же слушателя как соучастника речевого акта.

3. Речь индивида, индивидуальная речь.

4. Система преимущественно речевых действий, направленных на достижение какой-либо цели. Перевод является одним из видов речевой деятельности наряду с письмом, чтением, говорением и слушанием.

5. Деятельность, осуществляемая преимущественно с помощью языка.

Деятельности, включающей только речевые действия не существует. Речевые действия в любом случае перемежаются с умственными, двигательными и др. Речевая деятельность может быть различных видов: чтение, говорение, перевод, редактирование, корректирование, реферирование и др. Но если отбросить профессиональные виды речевой деятельности, то появляется возможность различать четыре основных вида речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо.

Лингвистика

Речева́я де́ятельность -

1) один из трёх аспектов языка наряду с психологической «речевой

организацией» и «языковой системой»; «языковой материал», включающий

сумму отдельных актов говорения и понимания. Такое употребление понятия

Р. д. встречается в работах Л. В. Щербы и некоторых других советских

учёных 20-30‑х гг. С щербовским пониманием Р. д. связано

распространённое в методике преподавания иностранных языков понятие

«видов Р. д.» (говорение, аудирование, чтение и письмо). 2) Вид

деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.).

Понятие Р. д. в этом значении восходит к психологическим работам

Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. В таком понимании термин «Р. д.»

употребляется с середины 60‑х гг. 20 в. (с появлением психолингвистики). Р. д., согласно данной

концепции, психологически организована подобно другим видам

деятельности, т. е., с одной стороны, характеризуется предметным

мотивом, целенаправленностью, эвристическим характером, с другой -

состоит из нескольких последовательных фаз (ориентировка, планирование,

реализация плана, контроль; применительно к Р. д. эти фазы и

составляющие их операции впервые выделены Выготским). Р. д. может

выступать или как самостоятельная деятельность со специфической

мотивацией, составляющими которой являются речевые действия (имеющие

цель, подчинённую цели деятельности) и речевые операции (варьирующиеся

в соответствии с условиями), или в форме речевых действий, включенных в

ту или иную неречевую деятельность. Конкретная организация Р. д., в

частности типология и номенклатура речевых операций, понимаются

различными советскими психолингвистами [А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя,

Е. М. Верещагин, Т. В. Ахутина (Рябова)] несколько различно. С начала

70‑х гг., с появлением в психологии понятия «деятельность общения» (коммуникативная деятельность), понятие «Р. д.»

получает узкую интерпретацию; так, в некоторых работах она понимается

как деятельность, мотив которой связан с производством самой речи (а не

с её использованием вне коммуникативного акта).

Поскольку понятие «Р. д.» является специфическим для советского

направления в психолингвистике, в частности для так называемой

московской психолингвистической школы, термин «теория Р. д.» иногда

употребляется в СССР синонимично термину

«психолингвистика». За пределами СССР Р. д. наиболее интенсивно

исследуется лингвистами и психолингвистами ГДР и ФРГ, во многом

опирающимися на работы советских учёных.

Теория речевой деятельности, М., 1968;

Леонтьев А. А., Язык, речь, речевая деятельность, М.,

1969;

его же, Психолингвистические единицы и порождение речевого

высказывания, М., 1969;

его же, Речь и общение, «Иностранный язык в школе», 1974,

№ 6;

Основы теории речевой деятельности, М., 1974;

Щерба Л. В., Языковая система и речевая деятельность, Л.,

1974;

Ахутина Т. В., Нейролингвистический анализ динамической

афазии, М., 1975;

Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович

А. М., Теоретические и прикладные проблемы речевого общения, М.,

1979;

Выготский Л. С., Мышление и речь. Собр. соч., т. 2. М.,

1982;

его же, Проблема сознания, там же, т. 1, М., 1982;

Тарасов Е. Ф., Тенденции развития психолингвистики, М.,

1987;

Sprachliche Kommunikation und Gesellschaft, B., 1974;

Dormagen H., Theorie der Sprechtätigkeit,

Weinheim - Basel, 1977.

А. А. Леонтьев.

Лингвистические термины

Языковая способность (компетенция), речевое поведение говорящего

Часть общественной деятельности человека. Активное использование языка говорящим, речевая способность которого также активна и динамична. Индивидуальность речевой деятельности проявляется в том, что на базе языковой синонимии возникает речевая синонимия, индивидуальное использование форм слова и самих лексем, синтаксических конструкций и т.п.

Педагогическое речеведение

Речевая деятельность - вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз - ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С. Выготский). Р. д. людей может входить в другую, более широкую деятельность, например общественно-производственную, познавательную. Однако она может быть и самостоятельной деятельностью. Так, например, Р. д. говорения определяет профессиональную деятельность лектора, письмо - профессиональную деятельность писателя. В этих случаях Р. д. реализует как собственно коммуникативную, так и профессиональную деятельность людей.

Р. д. реализуется в таких ее основных видах, как слушание, говорение, чтение, письмо (см. письменная речь). Эти виды Р. д. рассматриваются как основные виды взаимодействия людей в процессе вербального общения.

По характеру речевого общения Р. д. дифференцируется на виды, реализующие устное общение, и виды, реализующие письменное общение. К видам Р. д., осуществляющим устное общение, относятся говорение и слушание. Чтение и письмо представляют собой более сложные виды Р. д. Они требуют специального целенаправленного обучения для овладения ими.

По характеру выполняемой роли в процессе общения виды Р. д. дифференцируются на инициальные и реактивные. Говорение и письмо являются инициальными процессами общения, стимулирующими слушание и чтение. Слушание и чтение выступают в ка-честе ответных реактивных процессов и в то же время являются условием говорения (письма). При этом они являются внутренне не менее активными, чем, например, процесс говорения.

По направленности осуществляемого человеком речевого действия на прием или вьщачу речевого сообщения виды Р. д. определяются как рецептивные и продуктивные. Посредством рецептивных видов Р. д. (слушание, чтение) человек осуществляет прием и последующую переработку речевого сообщения. Посредством продуктивных типов Р. д. (говорения, письма) человек осуществляет сообщения.

Различные виды Р. д. предполагают и различные способы формирования и формулирования мысли или (если под способом формирования и формулирования мысли посредством языка понимать речь) различные формы речи. Таких форм три: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя. Естественно, что каждый из видов Р. д. определяется своей спецификой, проявляющейся прежде всего в характере их связи с речью и мышлением. Так, если думание непосредственно отражает само формирование мысли, то письмо служит целям фиксации мысли.

Р. д. определяется четырехфазностью, или четырехуровневостью, своей структуры. Первая фаза (ориентировка) реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели действия как будущего результата. При этом основным источником деятельности (и общей активности личности) является потребность. Ориентировочная фаза направлена на исследование условий Р. д., выделение предмета деятельности, раскрытие его свойств, привлечение орудий Р. д. и т. п. Фаза планирования предполагает выбор и организацию средств и способов осуществления Р. д. Третья фаза - исполнительная, реализующая. Она может быть внешне выраженной и внешне не выраженной. Так, исполнительная фаза слушания внешне не выражена, тогда как исполнительная моторная часть деятельности говорения очевидна. Четвертая фаза - контроль деятельности, который осуществляется по-разному. Так, при слушании он зависит от цели и установки на определенный вид слушания, при говорении - самоконтроль осуществляется в течение всего процесса говорения и т. д.

Р. д. определяется единством двух сторон - внешней исполнительной, реализующей свою деятельность, и внутренней, внешне не наблюдаемой. В качестве внутренней стороны деятельности, осуществляющей организацию, планирование, программирование деятельности, выступают те психические функции, которыми она реализуется. Это - потребности и эмоции, мышление и память, восприятие и внимание. Сложное их единство рассматривается в качестве того психологического механизма, посредством которого реализуется деятельность вообще и Р. д. в частности. Так, внутренней стороной или основным «механизмом», реализующим рецептивные виды Р. д., является смысловое (зрительное или слуховое) восприятие. Внутренней стороной продуктивных видов Р. д. является процесс самовыражения (или речепорождения, речепроизводства). В нем выделяются четыре основные этапа: мотивация, формирование замысла, реализация замысла и сопоставление реализации и замысла. Соотнося эти этапы речепорождения со структурной организацией деятельности, необходимо отметить, что внутренняя ее сторона включает мотивационно-побуждающую фазу и фазу формирования и формулирования мысли разными способами посредством языка или другого кода. При этом рецептивные виды Р. д. характеризуются той же структурой своей внутренней (и внешней в то же время) стороны.

Лит.: Анцыферова Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методологии психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1969; Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. - Т. 2. - М., 1982; Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., 1978; Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969; Его же. Проблемы развития психики. - М., 1959; Его же. Речевая деятельность // ЛЭС. - М., 1990; Его же. Язык, речь и речевая деятельность. - М., 1969; Теория речевой деятельности.- М., 1968, 1971.

Л.Е. Тумина

Методические термины

РЕЧЕВА́Я ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ.

Активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщений (Зимняя, 1985). Р. д. - общее понятие для обозначения явлений, относящихся к порождению речи и ее восприятию, к процессам говорения и слушания, к результату деятельности, выраженному в форме высказывания, дискурса, текста. Р. д. - это процесс реализации мысли в слове. Толкование понятия «Р. д.» у разных авторов неодинаково, и даже существовала точка зрения, что в действительности есть только система речевых действий, входящих в какую-л. деятельность (Леонтьев, 1970). Для современной методики характерно достаточно четкое разграничение «трех аспектов языковых явлений» (Л. В. Щерба), подлежащих усвоению на занятиях по языку (язык - речь - Р. д.), и рассмотрение Р. д. в качестве ведущего аспекта при практической направленности обучения. Принято выделять основные и вспомогательные виды Р. д. Первые подразделяются на продуктивные (направленные на порождение и сообщение информации - это говорение и письменная речь) и рецептивные (ориентированы на прием информации - это аудирование и чтение).

Вспомогательные виды Р. д. - это, например, устное воспроизведение ранее воспринятого текста, перевод, конспектирование лекций и др. (рассматриваются как вторичные не потому, что они менее значимы в коммуникации, а лишь по той причине, что каждый из них базируется на той или иной комбинации основных видов). Любая Р. д. осуществляется в одной из двух форм - устной или письменной. Возможна также и совмещенная форма - устно-письменная (например, запись звучащей речи, чтение вслух и т. д.). В условиях реального общения отдельные виды Р. д. выступают в тесном взаимодействии (например, говорение предполагает наличие слушателей). Это обстоятельство реализуется в рамках взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, что рассматривается в качестве наиболее рационального пути, связанного с обучением речевой деятельности (Взаимосвязанное обучение..., 1985). В качестве продукта рецептивных видов Р. д. (чтения, письма) выступает умозаключение, к которому приходит человек в процессе рецепции. В качестве результата продуктивных видов Р. д. выступает высказывание, текст. Предметом Р. д. является мысль как форма отражения отношений предметов и явлений реальной действительности. Р. д. в структурном отношении характеризуется трехфазностью и включает мотивационно-побудительную, аналитико-синтетическую и исполнительскую фазы (или уровни). Некоторые исследователи выделяют четвертую, контролирующую, фазу. Каждый единичный акт деятельности начинается мотивом и планом и завершается результатом, достижением намеченной вначале цели; в середине же лежит динамическая система конкретных действий и операций, направленных на это достижение (Гойхман, Надеина, 1997; Зимняя, 2001; Леонтьев, 2001, 2003).

Социолингвистика

Полезные сервисы